Громова Ариадна - Лем Смеется
А.Громова
Лем смеется
Станислав Лем хорошо знаком советскому читателю не только как автор
философских утопий ("Магелланово облако", "Астронавты") и высоких философских
трагедий ("Соларис", "Формула Лимфатера"), но и как блестящий сатирик и
юморист. "Звездные дневники Ийона, Тихого", "Стиральная трагедия", рассказы
"Вторжение с Альдебарана", "Существуете ли вы, мистер Джонс?" известны каждому
любителю фантастики в нашей стране.
Альманах "НФ" публикует в этом номере произведения Станислава Лема,
написанные в различной тональности: ироническое "Автоинтервью", юмористическую
"Сказку о цифровой машине, которая сражалась с драконом" и фантастическую
телевизионную пьесу "Странный гость профессора Тарантоги".
Основной прицел "Автоинтервью" - осмеяние реакционной фантастики
"массового", "серийного" типа (в первую очередь американской), где под видом
научно-фантастического романа или рассказа читателям преподносится
низкопробный детектив с гангстерами и грязными аферами в космосе и со всякими
космическими и психологическими ужасами. Ракета-люкс, экипаж которой
занимается "оргиями и убийствами в пропорции два к одному", электронный мозг,
выполняющий обязанности детектива на этой ракете, синтетический
мальчик-убийца, атомная лаборатория, "в порядке частной инициативы"
перестроенная в дом свиданий. Луна, проданная на лом, - все это пародирует
"типовые детали" фантастики такого рода. Попутно достается и тем незадачливым
фантастам, которые пытаются перенести эти готовые штампы псевдофантастики на
польскую почву.
Блестящей пародией на "ужасные" кибернетические рассказы американских
фантастов является и "Сказка о цифровой машине, которая сражалась с драконом".
С Лемом-драматургом наш читатель познакомится впервые. Впрочем, Лем и
начал писать пьесы совсем недавно. Пьесы его написаны для телевидения. Главный
герой большинства из них - профессор Тарантога - знаком нам по "Звездным
дневникам". В драматургии Лема мы наблюдаем характерное, сугубо "лемовское",
сочетание смелой и удивительно щедрой фантазии с подлинно современным по типу
научным мышлением сверкающего, будто беззаботного юмора с глубокой философской
мыслью.
Профессор Тарантога в "Странном госте" кажется поначалу чудаковатым, даже
наивным и слишком уж легковерным. Его молодой секретарь, магистр Сянко, хоть
звезд с неба явно не хватает, но судит о вещах как, будто более здраво и
трезво. Но поверхностный, обывательский здравый смысл никогда не помогал
постичь истинную сущность явлений. В конце концов, если верить этому самому
"здравому смыслу", то ясно будет, что Солнце вращается вокруг Земли, а не
наоборот: ведь люди твердо стоят на Земле и никакого вращения не чувствуют, а
Солнце на наших глазах каждый день восходит и заходит. Вот и верь после этого
астрономам!
Однако что же из этого следует в данном конкретном случае? Что странный
гость и вправду приходил к профессору Тарантоге? Нет; так же, как не следует
из этого и то, что профессор звездной зоологии Тарантога действительно живет
сейчас в Польше. А вот Станислав Лем, к счастью, живет в одно время с нами - и
приучает своих читателей мыслить смелее, шире. Помогает силой своего искусства
ощутить, что мы живем в мире непрерывно меняющемся, раскрывающем все новые
грани и перспективы. Заставляет задавать самим себе вопрос: "Что было бы,
если...?" - вопрос, на котором строятся многие произведения современной
научной фантастики.